Требования к воздушно-тепловому режиму в общеобразовательных организациях
Школа – это место, где молодое подрастающее поколение
не только проводит большую часть светового дня, но и самые интересные периоды
своей жизни. Поэтому условия, в которых дети и подростки получают свои знания,
должны соответствовать определенным санитарным нормам, разработанным с учетом
особенностей возрастных групп учащихся, а также категорий помещений, где
приходится находиться школьникам - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Температура воздуха в зависимости от климатических
условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда,
лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле,
гардеробе должна составлять 18 - 24 °С; в спортзале и комнатах для проведения
секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °С; спальне, игровых комнатах,
помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната, - 20
- 24 °С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 -
22 °С, душевых - 24 - 25 °С, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна
составлять 19 - 21 °С.
Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях
общеобразовательной организации должна поддерживаться температура не ниже 15
°С.
Для контроля температурного режима учебные помещения и
кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.
При этом максимально допустимый комфортный уровень
температурного режима в школьных помещениях в различные поры года не должен
превышать 25 градусов, вне зависимости летняя пора на улице, либо же лютая
зима. Если же температурный режим в школьном помещении не удается выдержать на
уровне выше 15 градусов, занятия в школе должны прекращаться во избежание
переохлаждения маленьких граждан.
Также важно отметить, что для нормального состояния в
различных помещениях их постоянно необходимо проветривать. Окна должны
быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь
фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна
быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в
любое время года.
Минимально
допустимый уровень температуры внешнего воздуха, при котором разрешается
открывать окна для природного проветривания, составляет не меньше 5 градусов.
Но если скорость ветра превышает показатель отметку в 2 м/с, открывать окна в
помещениях, где находятся дети, даже на короткое время не рекомендуется.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а
рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания
необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями,
направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.
Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице.
Таблица
Рекомендуемая продолжительность сквозного
проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °С | Длительность проветривания помещения, мин. | |
в малые перемены | в большие перемены и между сменами | |
От + 10 до+6 | 4 - 10 | 25 - 35 |
От +5 до 0 | 3 - 7 | 20 - 30 |
От 0 до -5 | 2 - 5 | 15 - 25 |
От -5 до -10 | 1 - 3 | 10 - 15 |
Ниже -10 | 1 - 1,5 | 5 - 10 |
Уроки физической культуры и занятия спортивных
секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах. Необходимо во
время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при
температуре наружного воздуха выше плюс 5 °С и скорости движения ветра не более
2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия
в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного
воздуха ниже минус 10 °С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное
проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие
перемены и между сменами - 5 - 10 минут.
При достижении температуры воздуха плюс 14 °С проветривание
в спортивном зале следует прекращать.
Во время создания оптимальных условий быта для
школьников важно следить не только за уровнем внешней и внутренней температуры
и соблюдения установленного баланса, но и поддерживать допустимый уровень
влажности. По нормативу он должен находится в пределах 40 – 60 процентов. Этого
достаточно, чтобы избежать переноса различных, передающихся воздушно-капельным
путем вирусов и бактерий, а также не допускать теплового перегрева из-за
высокой влажности воздуха в помещении.
Что можно сделать, чтобы повысить
уровень комфорта.
Обычно школьные учреждения различных регионов строятся
практически по однотипным проектам. Но, как показывает практика, не всегда в
однотипных зданиях даже одного региона поддерживается одинаковые бытовые
условия. Причин этому может быть множество, от банальной замены старых
деревянных окон, через щели которых проникает в помещение холод, на новые,
металлопластиковые с высокой степенью герметичности, до утепления внешних стен
школьного учреждения. Очень хорошо помогает поддерживать нужный температурный
режим замена стандартных радиаторов с возможностью регулировки температуры.
28.02.2019 г.
Начальник отдела санитарно-эпидемиологического надзора
Клычникова С.В.