О режиме дня школьника
Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека дает рекомендации по организации
режима дня школьника потому ,что соблюдение режима дня очень важно в
повседневной жизни школьника. Правильно организованный режим дня школьника
влияет на состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и
успеваемость в школе.
Организм ребенка для своего роста и
развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в
теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Внешняя среда включает в
себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и
социально-бытовые факторы — жилище, питание, условия занятий в школе и дома,
отдых. Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям,
отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости
школьника. Следует правильно организовать условия, в которых школьник готовит
домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее
осуществление данной деятельности или отдыха.
Правильно
организованный режим дня школьника предусматривает:
Регулярный прием пищи.
В режиме дня должно быть организовано питание не менее 4-5 раз в день с
интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Рацион должен быть
сбалансирован по составу, содержать необходимое количество белков, жиров,
углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Сон определенной
продолжительности. При этом должно быть определено точное время
подъема и отхода ко сну. При организации сна необходимо учитывать возрастные
нормы суточной потребности детей во сне: для детей 6-7 лет - 11 часов, 8-9 лет
- 11-10,5 часов, 10 лет – 10,5-10 часов, 11-12 лет - 10-9 часов, 13-14 лет –
9,5-9 часов, 15 лет и старше – 9-8,5 часов. Подъем детей после ночного сна
рекомендуется проводить не ранее 7 часов утра. Отход ко сну детям младшего
школьного возраста рекомендуется организовать не позднее 21-00 ч., детям
среднего и старшего школьного возраста в 22.00 - 22.30 ч.
Определенное время для
утренней гимнастики и гигиенических процедур. После ночного сна в
режиме дня должна быть предусмотрена утренняя зарядка продолжительностью не
менее 15 минут. Личная гигиена детей должна включать в себя утренний и вечерний
туалет (в том числе чистка зубов), мытье рук перед едой и по мере
необходимости. Утренний туалет в режиме дня предусматривается не менее 20
минут, который рекомендуется совмещать с закаливающими процедурами. Не реже 1
раза в 7 дней организуется купание детей с проведением гигиенических процедур.
Определенное время для
приготовления домашних заданий. Для обучающихся затраты времени на
подготовку уроков не должны превышать (в астрономических часах): во 2 - 3
классах - 1,5 часа, в 4 - 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, в 9 -
11 классах - до 3,5 часа. Между учебными занятиями и началом приготовления
домашнего задания должен быть предусмотрен перерыв 2-2,5 часа для отдыха,
прогулки. Обучение в 1-м классе проводится без домашних заданий.
Определенная продолжительность
отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе. В режиме дня
двигательная активность должна составлять для младших школьников - до 50%
дневного времени, а для старших школьников - до 30%.
Использование
технических средств обучения (телевизор,
компьютер)
Длительность просмотра телепередач
детей младшего школьного возраста рекомендуется не более 1 часа в день,
среднего и старшего школьного возраста - 1,5 часа. Внеурочные занятия с
использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей
продолжительностью:
• для обучающихся в 2 - 5 классах не
более 60 мин;
• для обучающихся 6 классах и старше -
не более 90 мин.
Время проведения компьютерных игр с
навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для учащихся II – V классов и 15
минут для учащихся более старших классов. Запрещается проводить компьютерные
игры перед сном.