Что нужно знать родителям первоклассника
Ваш ребенок идет в первый класс? Это ответственное событие в
жизни ребенка. Все новое – вызывает эмоции. Попасть в новую обстановку с новыми
правилами и требованиями, новыми людьми – это в любом случае стресс.
Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни первоклассника.
Режим дисциплинирует, помогает быть собранным, помогает первокласснику
привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно
организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость
и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Родителям необходимо заранее
организовать режим дня ребенка, близкий к режиму дня будущего первоклассника в
школе.
Наибольшее влияние на состояние здоровья первоклассника оказывают
количество и качество сна, питание и двигательная активность.
Примерная норма ночного сна для первоклассников составляет 10–10,5 часов. Для
преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время;
ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр
фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»):
вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п. Кровать у ребёнка должна быть
ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо
проветривать. Также первоклассникам
рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Правильно организуйте рабочее место первоклассника — условия, в которых
обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его
успеваемость и здоровье. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять
так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично
должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной
лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный
козырёк, абажур. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя
прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают
руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до
наружного угла глаза. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в
пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном
суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Работая в таких условиях, ребёнок
будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из
важных факторов предупреждения нарушений осанки.
Очень важно правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие,
регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая
недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и
(или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых
поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных
цветов.
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении
определенных требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и
интервалов между ними (3,5–4 часа). Для школьников рекомендуется 4–5-разовое
питание. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать
необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и
минералов. Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке,
внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные
эмоции.
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам
на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов
двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа.
Для того чтобы легче преодолеть стресс помогут знание гигиенических
требований к учебному процессу:
- учебные занятия для первоклассников
проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- максимально допустимая недельная
нагрузка должна быть не более 21 часа;
- использование «ступенчатого» режима
обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по
35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май
– по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине
учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня
необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и
прогулок;
- обучение проводится без балльного
оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий;
- предусмотрены дополнительные
недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме
обучении. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей.
Как правило, грамотно организованный день первоклассника быстро приносит
положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.