Требования санитарного законодательства к организации здорового питания школьников
Здоровое питание школьников является одним из важнейших
условий, обеспечивающих их гармоничный рост, оптимальные параметры
психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к
воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Организация питания обучающихся в образовательных
учреждениях регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся
в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего
профессионального образования».
При
организации питания детей школьного возраста, обучающихся в образовательных
учреждениях, следует иметь в виду следующие основные медико-биологические
требования:
а)
рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 20 - 25 и 30 - 35%
суточной потребности в энергии соответственно, а по содержанию белков, жиров,
углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме
должны обеспечивать 55 - 60% рекомендуемых суточных физиологических норм
потребности;
б)
рационы должны быть дифференцированы по своей энергетической ценности,
содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и
микроэлементов в зависимости от возраста детей (для 7 - 11 лет и 12 - 18 лет);
в)
необходимо соблюдение оптимального режима питания;
Для
обеспечения здоровым питанием обучающихся образовательного учреждения,
необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10-14
дней). В примерном меню должно учитываться рациональное распределение
энергетической ценности по отдельным приемам пищи.
Для
обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое
горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня,
должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не
должны превышать 3,5-4 часов.
В
суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров
и углеводов, должно составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10-15%, 30-32% и 55-60%
соответственно, а соотношения кальция к фосфору как 1:1,5.
Примерное
меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической
и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом
блюде.
В
примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных
изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
Питание
обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания,
предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких
как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с
раздражающими свойствами.
Ежедневно
в рационах 2-6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и
растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу,
яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3
дня.
Обучающимся
не рекомендуется ряд продуктов и блюд. К ним относятся продукты, содержащие
эфирные масла, значительные количества соли и жира, и, в частности, копченые
колбасы, закусочные консервы, жирные сорта говядины, баранины и свинины,
некоторые специи (черный перец, хрен, горчица).
Завтрак
должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется
включать овощи и фрукты.
Обед
должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы
или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из
огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с
добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать
порционированные овощи (дополнительный гарнир).
В
полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты,
кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Фактический
рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В
исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных
изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности, и в
соответствии с таблицей замены пищевых продуктов.
Производство
готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в
которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и
кулинарных изделий.
Наряду
с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся
через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации
мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской
упаковке, в условиях свободного выбора и в соответствии с ассортиментом
дополнительного питания.